- Виды стресcа
- Причины стресса
- Механизмы стресса
- Последствия стресса
- Профилактика стресса
- Как справиться со стрессом
- Умный стресс
- Стресс и питание
- Стресс и (анти)старение
- Путешествия
- Учусь у природы
- Восточный подход к психике
- Новости
- Иронично о главном (рассказики)
- Интервью
- Вопросы читателей
- Для специалистов
- диагностика стресса
- Кризис
- Страх
- тревога
- Сон
- Сновидение
- Психосоматика
- Детская психология
- Психология саморазвития
- Глубокое расслабление
- Проект "Живое путешествие"
- "Целительный отдых"
Школьная тревожность: чем характеризуется и что поможет сделать пребывание ребенка в школе комфортным?
Отдавая свое чадо в первый класс, родительский мозг рисует радужные картинки: хорошие оценки, добрая и понимающая учительница, школьные мероприятия, веселые переменки. Но проходит какое-то непродолжительное время – и ребенок, не стесняясь, заявляет: «Ненавижу школу!». Что приводит к столь отрицательной оценке школьных будней и какую роль здесь играет школьная тревожность? Думаю, этот вопрос волнует многих. На эту тему сегодня и поговорим!
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Добрый день, уважаемый читатель! Каждый из нас учился в школе, и каждый из нас относился к ней по-разному. Кто-то скучал на уроке, но радостно носился по школьным коридорам во время перемен. Был «гордостью класса» или, наоборот, просидел основную часть школьного времени «на Камчатке». Кто-то волновался и переживал перед каждой контрольной, а кто-то без зазрения совести прогуливал или предпочитал «сказаться больным». Все мы разные и у каждого свои воспоминания школьных лет.
Но, когда у нас появляются дети, нам хочется оградить их от излишних переживаний и психологических травм, в том числе и связанных с процессом обучения.
Умение вовремя заметить признаки школьной тревожности у ребенка и принять необходимые меры – на мой взгляд это обязанность каждого родителя и педагога.
Ведь какими бы не были хорошими оценки, сколько бы золотых медалей не завоевало ваше чадо на олимпиадах – расшатанные нервы и психоэмоциональное нездоровье это никак не компенсирует. Поэтому, читаем, наблюдаем, исправляемся…
Почему тревога по поводу школы у ребенка – это плохо?
Как вы уже поняли из названия, легкая тревога перед каким-то значимым школьным событием не является чем-то из ряда вон выходящим. Каждый из нас периодически испытывает волнение и это абсолютно нормально.
Другое дело, если подобное состояние вы стали замечать у своего ребенка все чаще и чаще. Более того, вас должно насторожить, что чувство волнения, беспокойства появляется по совсем уж незначительным поводам, таким как поход вместе с классом в музей или подготовка к школьной ярмарке.
Школьная тревожность – это постоянное ожидание неблагополучия, переживание эмоционального дискомфорта, связанного со школьными или околошкольными событиями, и даже предчувствие грозящей опасности.
Тревожность является устойчивым состоянием и проявляется постоянно. Степень ее проявления может незначительно снижаться во время каникул или выходных и значительно усиливаться перед значимыми школьными мероприятиями (олимпиады, контрольные, открытые уроки).
На что оказывает влияние постоянная тревожность у школьника?
Снижаются когнитивные способности
Речь идет о памяти, мышлении, внимании, восприятии. Это не означает, что тревожный ребенок учится хуже, чем его сверстники. Это значит, что для усвоения информации или выполнения какого-либо задания ему требуется гораздо больше времени. Учащийся с высоким уровнем тревожности выучит параграф, скажем по истории, за час, а учащийся с низким уровнем тревожности всего лишь пробежит глазами страницы учебника на переменке. Результат у обоих будет примерно одинаков.
Все дело в том, что на процесс непосредственного усвоения знаний (изучения параграфа) у тревожного ребенка накладывается еще множество различных переживаний.
Это мысли о том, как он будет отвечать, как на него посмотрят одноклассники, вдруг он неверно понял тему, а вдруг будет проверочная работа и т.д. Мозг учащегося с низким уровнем тревожности свободен от всех этих переживаний, и соответственно, информация усваивается за более короткий срок без каких-либо посторонних «помех».
Успеваемость обычно у тревожных детей не страдает. Боясь получить плохую оценку, они посвящают обучению очень много времени.
Ухудшаются отношения со сверстниками
Тревожные дети редко становятся лидерами среди сверстников. Из-за соматических проявлений тревожности (резкое покраснение или побледнение лица, тремор рук, дрожание голоса и др.) они часто становятся объектами насмешек, а иногда даже и жертвами буллинга ( травли).
Активное участие таких детей во внешкольной жизни также не является разнообразным. Часто они боятся выступать на сцене, стесняются принимать участие в конкурсах, праздниках, викторинах.
Тревога перед контрольной или постоянная школьная тревожность? Научимся отличать одно от другого
Прочитав эту информацию, вы сможете понять, есть ли эта проблема у вашего ребенка.
Признаки
Почитайте внимательно и ответьте на каждый из пунктов «да» или «нет».
Мой ребенок:
- слишком сильно боится опоздать в школу;
- неоднократно высказывал пожелание как можно реже посещать учебное заведение;
- стесняется спросить учителя о чем-то помимо учебного материала;
- любая отметка, кроме отлично, вызывает сильные негативные эмоции;
- легко раздражается при разговоре о «школьных делах»;
- боится трудностей;
- может быть рассеянным, несобранным, ему часто трудно сосредоточиться;
- видит страшные сны;
- не тянет на уроке руку, чтобы ответить, если приходится отвечать, то говорит тихим голосом с вопросительной интонацией;
- боится потерять школьные принадлежности, забыть что-то, что может понадобиться на уроке;
- при ответе у доски сильно волнуется, что препятствует оперированию всем багажом его знаний;
- пытается «заболеть» перед контрольными или проверочными работами;
- у него есть необоснованные страхи, фобии;
- он не пользуется популярностью среди детей;
- имеет мало друзей среди одноклассников либо вовсе нет друзей.
Как отнесись к полученным результатам
Если вы ответили «да» пять или меньше раз, тревожность вашего ребенка, скорей всего, не связана со школой и носит ситуативный характер.
Если вы ответили «да» шесть и более раз, то это говорит о наличии личностной тревожности у ребенка. Я бы рекомендовала вашему ребенку пройти диагностику на определение уровня школьной тревожности.
Это можно сделать в кабинете школьного психолога либо обратиться к специалисту, работающему в частном порядке. Кроме этого, необходимо проанализировать педагогические методы учителей, с которыми приходится контактировать вашему ребенку.
К сожалению, одной из самых частых причин формирования тревожности у учащегося являются завышенные требования педагогов к ребенку. Они порой используют негибкую, изобилующую догмами, систему воспитания, ориентированную на простое заучивание верных ответов.
При такой системе обучения и воспитания любой «шаг влево», любая свежая мысль или вопрос не по теме считается неприемлемым и карается низкой отметкой. Особенно печально наблюдать, когда этим грешат еще и родители.
Принуждение «ты должен быть отличником», постоянное сравнивание ребенка со сверстниками, завышенные безапелляционные требования педагога или родителя – все это формирует высокий уровень личностной тревожности. Младший школьный возраст, когда доверие ко взрослому пока не подвергается критической оценке, особенно опасен в этом смысле.
Родители, задумайтесь, не слишком ли высока цена хороших оценок?
Статистика неумолимо показывает, что год от года детей, имеющих высокий уровень личностной тревожности, связанной со школой, становится все больше и больше. Еще недавно эта цифра была что-то около 70% от общего количества детей, получающих общее среднее образование. В погоне за успехом, в попытке соревноваться с остальными мамочками в том, что лучше всех воспитывает ребенка, многие родители забывают о самом главном. О том, что не хорошие оценки делают человека счастливым, о том, что не школьная успеваемость определяет жизненный успех, о том, что дети бывают маленькими всего один раз.
Как помочь ребенку преодолеть высокий уровень тревоги, связанной с обучением в школе?
Диагностика и коррекция личностной тревожности, в том числе и школьной, конечно, прерогатива специалистов-психологов. Но часто одно лишь изменение отношения родителя к процессу обучения уже позволяет обойтись без помощи специалиста.
Пути преодоления
Будьте всегда на стороне вашего ребенка
Это ваш материнский и отцовский долг. Вы можете не одобрять его линию поведения, высказывать свое недовольство, объяснять какие-то правила. Но вне семьи, там, где ребенок встречается один на один с миром, вы должны быть одним целым.
Тогда ваше дитя будет чувствовать вашу любовь, поддержку, помощь, тогда его не будут посещать деструктивные мысли, тогда он на самом деле будет чувствовать, что «мой дом- моя крепость».
Преодоление трудностей, возникающих во время учебы в школе, будет проходить гораздо легче, если ребенок будет чувствовать вашу поддержку.
Будьте едины в своих воспитательных требованиях
Даже если педагог не приемлет вашей точки зрения, хотя бы внутри семьи будьте солидарны друг с другом. Дети растут хорошими манипуляторами, когда «мама запрещает, а папа разрешает» или «мама запретила, а бабушка потом маму наругает за это». Споры о стиле воспитания, о границах дозволенного непременно бывают в каждой семье, где есть ребенок и, хотя бы двое взрослых. Но их необходимо обсуждать таким образом, чтобы все это не слышал и не знал несовершеннолетний.
Единство требований в восприятии ребенка создает ощущение безопасности и предсказуемости мира. А это, в свою очередь, формирует доверие к миру.
Не сводите разговоры со школьником только об учебе
В мире масса интересных дел, событий. Столько нового и неизведанного.
Но если все темы ваших разговоров сводятся только к одному – школе, то постепенно ваш ребенок перестанет делиться с вами своими мыслями, чувствами, какими-то размышлениями.
И потом вы придете к психологу или психотерапевту совсем с другими проблемами.
Ваше отношение к ребенку не должно зависеть от его оценок
К сожалению, эта очевидная истина непонятна многим из родителей. Чтобы понять, что чувствует ребенок, перевернем ситуацию. Представим, что вас «любят» или «не любят» в зависимости от ваших успехов на работе.
- Не удалось заключить необходимый контракт? Получай порцию негодования дома.
- Выдали премию? Молодец! Можешь сходить в кино.
- Вызвали «на ковер» к начальнику? Ты точно что-то натворил, домой можешь не возвращаться!
Выглядит смешно? А вот для вашего школьника это очень даже грустно.
Дайте вашим детям право на ошибку, и тогда в старости они не слишком сильно осудят вас, когда что-то уже будет не получаться.
Любовь родителя – это самый важный базис в жизни любого из нас, — не важно четырнадцать лет вам или уже сорок. Это то самое чувство, дающее твердую почву под ногами. Дети, родители которых умели выражать свою любовь «просто так», без повода, вырастают счастливыми гармоничными полноценными личностями с высокой стрессоустойчивостью.
Именно эти люди, не боясь ошибиться, предлагают новые креативные идеи, создают интересные проекты, не боятся рисковать и в конечном итоге побеждают.
Ведь вы хотите, чтобы ваш ребенок был именно таким? Тогда разрешите ему ошибаться, разрешите ему не всегда быть идеальным, удобным. Дайте ему огромный импульс для развития и все вложенное вами вернется в стократном размере!
А на сегодня все! Для любви к ребенку не нужен повод. Сама его жизнь является наивысшей ценностью для любого родителя. Надеюсь, я вас убедила и никакие «правильные» педагоги не смогут переубедить вас в обратном.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой блог, ставьте лайки, делитесь информацией с друзьями в социальных сетях и до новых встреч!
Сильный стресс часто возникает вследствие неожиданных травмирующих обстоятельств. Однако, существует...
Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница.
Хорошее замечание, Мария, спасибо! Это отдельная большая тема. Если будет читательский интерес, обязательно подробнее рассмотрим ее на страницах блога.
Жестокость и интенсивность насильственного поведения всегда следует оценивать в зависимости от возраста и чувствительности ребенка, а также от отношений между взрослым и ребенком. Следует заметить, что существует мнение о том, что чем сильнее выражены внешние проявления физического насилия, тем серьезнее последствия для развития ребенка. Однако, следует сделать оговорку, что это не совсем так, поскольку дети и подростки существенно отличаются друг от друга и взрослых своими психологическими особенностями и характеристиками. Необходимо четко осознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение или истязание, которое всегда сопровождается словесными оскорблениями ребенка и приводит еще и к психической травме. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и подростка и характеру нанесенных ему травм.
Очень важну тему Вы затронули, Катерина, спасибо!