Для специалистов, Кризис
Умный стресс
Для специалистов, Кризис

Сепарационный кризис у ребенка: как происходит разрыв эмоциональной пуповины при взрослении?

Ирина Васильева

Почему вполне закономерный, предусмотренный самой природой, кризис у ребенка всегда застает родителей врасплох? Почему любящим родителям так сложно дается разрыв эмоциональной пуповины? Виной тому неготовность взрослых к парадоксам развития. Например, измученная бесконечными стирками, уборками, кормлениями и играми мама малыша мечтает о том времени, когда наконец-то сможет выспаться и привести себя в порядок. Однако, когда малыш впервые заявляет о своем праве на автономность, родитель воспринимает это тяжело, как «ты меня не любишь».

Добрый день, уважаемый читатель! Сегодня мы поговорим о том, в каком возрасте у ребенка впервые появляется потребность в эмоциональном отделении от матери, как преодолеть этот период без потери доверия между членами семьи. И что будет, если противодействовать естественному процессу сепарации.

Что такое «сепарация»?

Начнем с того, что объясним значение страшного слова «сепарация». В психологии этот термин буквально означает процесс эмоционального отделения от человека, с котором установлены доверительные отношения, основанные на взаимной привязанности. Фактически, каждый кризисный возрастной этап заканчивается появлением все большей автономии, самостоятельности в жизни малыша, его возрастающей независимости от значимых взрослых.

Проблемы, появляющиеся в детско-родительских отношениях на разных этапах взросления, в большинстве случаев так и или иначе связаны с сепарацией.ребенок косынка

Наиболее ярко сепаративный кризис возникает ближе к 1 году, к окончанию периода младенчества. Конечно,  первый год жизни для мам и пап самый сложный. Однако его отголоски можно проследить практически на всех этапах взросления. Для того, чтобы максимально приблизить вас к пониманию этого процесса, рассмотрим по годам все возрастные периоды жизни малыша через призму сепарации, начиная от момента его рождения.

Новорожденность и младенчество (от рождения до одного года)

В первые три месяца жизни, несмотря на физическое отделение тела ребенка от тела матери, произошедшее в момент родов, ребенок еще не идентифицирует себя как отдельный организм и нуждается в присутствии матери практически постоянно.

Это период полного психологического слияния матери и ребенка. На этом этапе очень важно, чтобы для ребенка образ матери был эмоционально положительно окрашен.

Для полноценного развития гармоничной личности важно не отказывать ребенку во внимании, кормить и держать на руках столько, сколько он требует.

Несмотря на то, что делать это подсказывает здоровый материнский инстинкт, до сих пор зачастую находятся люди, которые считают, что частым тактильным контактом и кормлением по требованию можно «избаловать и испортить малыша».

Многочисленные исследования подтверждают, что дети, общение которых с матерью ничем не ограничено, вырастают самодостаточными и уверенными в себе личностями, имеющими адекватную самооценку.

И, напротив, когда общение с матерью было жестко регламентировано желанием матери и вследствие причин, не зависящих от нее (изъятие ребенка, тюремное заключение, работа в другом городе и т.д.), в будущем эти личности показывают высокий уровень конформности, демонстрируют вынужденную беззащитность, более склонны к виктимизации ( отождествлением себя с жертвой).лицо мальчика

После трех месяцев постепенно начинается разрушение образа «мы». Это во многом связано с освоением ребёнком физического пространства. Вначале он учится переворачиваться, затем сидеть, ползать, ходить. И с каждым освоенным навыком у него появляется все больше желаний, не связанных непосредственно с участием взрослого.

Ближе к одному году он начинает проявлять упрямство, отказывается подчиняться взрослым. Появляется чувствительность к наказаниям и поощрениям, противоречивость в поведении. Эти основные признаки сепарационного кризиса нельзя идентифицировать как капризы, избалованность и неуправляемость.

В этот период рекомендовано проявить терпение и оказывать помощь ребенку в освоении окружающего мира. Психологически легче это сделать, если заново изучать мир вместе с ребенком.

Рассмотрим ситуацию. Ребенок бросает игрушки в стену и смеется. Родителям это не нравится, и они обращаются к детскому психологу: «Что делать, мой ребенок становиться агрессивным».

А посмотрите теперь на эту ситуацию теперь глазами малыша. Оказывается, он только что самостоятельно открыл закон всемирного тяготения. Ведь вещь, которую он подбрасывает куда угодно, непременно падает на пол.

И он восхищен этим открытием и пробует снова и снова, вдруг на этот раз что-то измениться?девочка пачка

Дайте ему в руки безопасные предметы, имеющие разные свойства (резиновую игрушку, пластиковый стакан, алюминиевую ложку) и бросайте вместе с ним. Таким образом, вместо отрицательных эмоций вы получите положительные. А малыш безопасным образом удовлетворит свою познавательную потребность.

Этот простой пример показывает, как важно в момент кризиса действительно понимать, что происходит, а не руководствоваться догадками, домыслами и советами «бабы Вали».

Ранний возраст (1-3 года)

Дети в этом возрасте продолжают решать свои сепарационные задачи, настаивая на своем праве манипулировать с предметами так, как хочется им. При наличии противоречий ребенок начинает «проверять нервы родителя на прочность». В это время маленькие манипуляторы изобретают все новые и новые методы, как сделать так, чтобы родитель «разрешил». В ход идет все: капризы, нытье, слезы, плач, истерики.

Родителю необходимо проявлять твердость и мудрость. Не запрещать то, что безопасно, но неудобно. И не уступать в том, что действительно может представлять опасность для жизни и здоровья малыша.

Этот период заканчивается кризисом трех лет: формированием личности со своими персональными желаниями, способами взаимодействия с окружающим миром. К трем годам по итогу прохождения всех фаз сепарации ребенок начинает воспринимать себя и мать как две целостные автономные фигуры, обладающие как положительными, так и отрицательными качествами.

Дошкольный возраст (3-7 лет)

Итак, первый сепарационный кризис преодолен. Дошкольник активно общается со сверстниками, уже на них проверяя «свои наработки» прошлых периодов. Он спорит, ссорится, дружит. Пытается навязать свою волю, проявить лидерские качества, соперничает, конкурирует.

Важной задачей в этот период является умение найти компромисс между желаниями ребенка и потребностями общества.

Как раз в этот период и можно «избаловать и испортить», если не давать ребенку самостоятельно разрешать противоречия, возникающие между ним и окружающим миром.

Младший школьный возраст (7-11 лет)

Именно этот период большинство родителей вспоминают как «золотой». И, действительно, ребенок в этом возрасте наиболее послушен, он осознает меру ответственности за учебную деятельность, тянется к общению с родителями, стремится им все рассказывать.рисунок ребенок

В это время кажется, что все кризисы позади, однако это иллюзия.

Ребенок сейчас активно копирует все, что встречается ему на пути.

Так как родители в этот период имеют наибольший авторитет, то смотрите за собой внимательно. Именно скопированные с вас недостатки так сильно начнут раздражать вас после вступления в пубертатный период.

Подростковый возраст (11-17 лет)

А вот и новая волна сепарации. Вашим подросшим малышом уже накоплен достаточно большой жизненный опыт, позволяющим ему делать собственные выводы и принимать собственные решения.

Процессы сепарации теперь активно разворачиваются, но уже среди сверстников.

Именно благодаря им подросток ищет свой уникальный, неповторимый, непохожий ни на кого путь.

Как раз в этот период возникают новые субкультуры: эмо, готы, рокеры, панки, рэперы, хиппи и другие. Благодаря сепарации каждое новое поколение вносит свой неповторимый вклад в общую культуру человечества.

Юношеский возраст (18-25 лет)

Кульминационный момент сепарационного кризиса — окончательное отделение себя от родителей, создание собственной семьи. Именно в этот период сепарация окончательно завершена.

А значимому взрослому определяется теперь совершенно другая роль — наставника, хранителя традиций.

В житейской психологии распространено мнение, что сепарационный кризис происходит лишь в начале жизни ребенка. Действительно, в период до 3 лет процесс автономии от матери достаточно динамичен, однако неверно было бы его привязывать  лишь к какому-либо определенному возрасту.

Сепарация от родителей не происходит одномоментно,  — это процесс,  развернутый во времени.

В каждом возрастном периоде происходит разрешение сепарационных противоречий, которое способствует формированию взрослой личности.

А на сегодня все, надеюсь, информационный материал статьи был вам полезен.

Если это так, подписывайтесь на мой блог, делитесь публикациями с друзьями и до новых встреч!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Обратите внимание
Как перебороть страх высоты: семь проверенных способов

Знакомо ли вам ощущение, когда вы смотрите вниз, и практически...

25
  • Елена
    30.09.2019
    Ответить

    В некоторых семьях дети до родительской пенсии не могут оборвать эмоциональную пуповину и во всем продолжают зависеть от родителей.

Оставить комментарий
Обязательные поля помечены *
:p :-p 8) 8-) :lang: :lol: :-pp
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности