Как справиться со стрессом, диагностика стресса, Кризис
Умный стресс
Как справиться со стрессом, диагностика стресса, Кризис

Что делать, если у тебя творческий кризис и как в этом поможет даосский прием «разумного разрушения»?

Ирина Васильева

Вопреки распространенному мнению, творческий кризис — не обязательно свойство людей, создающих произведения искусства. Кризисные явления такого рода могут быть как у человека творческой специальности, так и у обычного слесаря-сантехника. Только называют они это явление немного иначе. Что делать тем, кто уже с головой окунулся в пучину сомнений и переживаний? И самое главное, какая опасность таится в этом страшном состоянии «творческий кризис»? Об этом сегодня и поговорим.

Добрый день, уважаемый читатель! Разбор сегодняшней темы будет интересен не только тем, кто уже попал под влияние кризиса, но также и тем, кто пока пребывает в неведении, — тем, кому кажется, что люди творческих специальностей бездельники и лоботрясы. Уверяю вас, все ваши «земные» кризисы покажутся просто детским лепетом по сравнению с кризисом творческим.

Как понять, что в вашем творчестве наступил кризис?

Художники, музыканты, другие творцы произведений искусства часто в сознании обывателя имеют, мягко говоря, неприглядный образ. Они могут представляться людьми «не от мира сего», могут впадать в беспробудное пьянство, совершать другие, более тяжкие грехи, делать поступки, характерные для лиц с психическими расстройствами.

Однако все эти признаки характерны для них именно в состоянии экзистенциального кризиса, в народе именуемого творческим. В обычном же, своем рабочем состоянии эти люди ведут себя вполне адекватно, имеют потребности обычного человека.

Что же приводит к такому сильному изменению внутреннего состояния и внешнего поведения?

Всему виною сама личность творческого, креативного человека.

Люди, способные создавать, отличаются от остальных высокой эмоциональной лабильностью, склонностью к мистическим переживаниям, повышенной чувствительностью и эмпатией (сопереживанием).

Соответственно, и побороть проявления кризиса им не так-то просто.

Они склонны переживать состояния, которые можно назвать одним выражением «мне не все равно». Такой человек может одновременно быть грубым и жестоким со своими близкими и искренне плакать над проблемой голодающих детей где-нибудь на африканском континенте.

Эти необъяснимые противоречия с одной стороны сильно терзают душу страдальца, с другой – именно они являются «искрой, из которой возгорится пламя», т.е. создастся нечто великое и неподвластное по своей глубине сознанию обычного человека.

Как же понять, что у тебя творческий кризис?

Все очень просто.

Если вы не можете создавать новую информацию: картины, сценарии, творческие проекты, рассказы – все, что угодно, значит, он настал.

Кроме того, это состояние характеризуется некоторым состоянием «отупления», нечувствительности к тому, что раньше волновало и беспокоило. Пытаясь создать новое (особенно, если висит заказ), творческий человек постоянно отвлекается на посторонние события: быт, новостную ленту, разговоры ни о чем.

Такое состояние может длиться долго, даже годами и варьироваться от неспособности создать что-то новое до отвращения к некогда любимому виду деятельности.

В писательской среде для описания этого состояния появился термин «синдром чистого листа» (термин не психологический). Он обозначает состояние, когда независимо от успехов в карьере или количества написанного, на писателя нападает некий ступор. В этом состоянии он не способен написать ни строчки своего нового произведения.

Думаю, похожий термин можно ввести в любой творческой специальности. Каждый человек, имеющий отношение к творческой деятельности хоть раз испытывал это неприятное состояние.

Почему наступает творческий кризис?

На самом деле причин достаточно много, но все они связаны между собой. Проще говоря, причины накапливаются как снежный ком и тянут одна другую. Как же это происходит?

Внешне может казаться, что художнику или писателю (или любому другому деятелю искусства) просто не хватает вдохновения.

Но почему муза улетела и не обещала вернуться, об этом задумываются лишь единицы.

Все дело в профессиональном выгорании и в профессиональной деформации.

Да-да, не удивляйтесь. Даже люди интересных, творческих специальностей подвержены выгоранию в той же степени, что и офисные работники или, скажем, педагоги.

А вот уже причины выгорания у представителей творческих и нетворческих профессий немного отличаются.

Что же лишает творческих людей вдохновения?

Неадекватная оценка своих сил и возможностей

Если офисный работник примерно понимает, что сдавать отчетность необходимо по кварталам и имеет возможность подготовиться к авралу, то творческий человек так наполнен эмоциями, что легко может переоценить свои силы.

Взять на себя много, дождаться дедлайна, а после трудиться день и ночь, выполняя немыслимые объемы – вот девиз большинства людей искусства.

Такому подходу к делу в немалой степени способствует и ситуация, знакомая многим представителям творческих специальностей. Она называется «то густо, то пусто». К примеру, актер может долгое время сидеть без ролей, а после разрываться между спектаклями и съемками.

Или художник может месяц беспробудно пить, а потом вспомнить о выставке, к которой необходимо подготовить работы.

Силы и ресурсы любого человека не бесконечны, об этом необходимо помнить всегда, неважно являешься ли ты представителем творческой специальности или нет.

Неблагоприятные внешние обстоятельства (болезнь, провал, финансовые трудности)

Ставшее крылатым утверждение о том, что «художник должен быть голодным» в корне неверно.

Если простой человек при наступлении жизненных бурь еще как-то сможет найти в себе силы ходить пусть на нелюбимую, но стабильную работу, как-то жить эту нелюбимую и нестабильную жизнь. То эмоциональное состояние творческого человека создаст ему невыносимые страдания, в которых не то что творить, но даже и существовать невозможно.

Конечно, есть прекрасные примеры из литературы, живописи, музыки, когда лишенный всего творец продолжал дарить миру бессмертные произведения. Но согласитесь, мы не знаем, сколько бы шедевров было создано им же, но в благоприятных условиях.

В любом случае, негативные жизненные обстоятельства не дают любому человеку возможности жить и дышать полной грудью. Это же сказывается и на продуктах творческой деятельности.

Ежедневные стрессы

Если вы читали мои предыдущие публикации, то наверняка помните о том, что любой стресс является адаптивной реакцией нашего организма.

Чтобы выжить, отключаются «ненужные файлы», а творчество является именно ненужным, вредным элементом в условиях выживания.

На время человеком овладевают древнейшие механизмы, которые к творчеству имеют совсем мало отношения. Пытаясь что-то создать в этом состоянии, человек неожиданно понимает, что он «заблокирован».

Мысли то и дело соскальзывают на разрешение стрессовой ситуации, на какие-то бытовые вопросы, на физиологические ощущения.

Как преодолеть кризис в творчестве?

Если кто-то пообещает вам, что поможет избавиться от кризисных моментов в творчестве навсегда, бегите прочь от этого человека.

Тем самым он показывает вам свою некомпетентность в столь щепетильном вопросе.

Принять кризис как часть жизни и себя в кризисе

Само понятие кризис не является негативным.

Кризис – это переходный этап в развитии, новая ступенька, новый жизненный этап.

Если говорить упрощенным языком, любой кризис показывает нам «так дальше жить нельзя». Пытаясь выйти из кризисного состояния, личность претерпевает изменения, совершенствуется, познает новые для себя формы взаимодействия с окружающими и в целом с миром.

Избежать этих состояний невозможно.

Сама природа позаботилась об этом, иначе бы мы просто остановились в развитии. Следовательно, бороться нужно не с самим кризисом, а с его проявлениями.

Остается узнать только о том, как бороться? И вот вам несколько несложных рекомендаций.

Забыть на время о конечном результате

Часто именно избыточное ожидание конечного результата создает ненужное напряжение, стресс. Если поддаться ему, то можно так и не войти в рабочий ритм.

Для создания атмосферы творчества необходимо некоторое расслабление, возможно даже медитативное состояние.

А в условиях гонки за результатом достичь этого не представляется возможным.

Чтобы расслабиться, существует просто невероятно огромное количество способов. Это и ароматерапия, и массажи, и расслабляющие ванны, и дыхательные техники. Каждый может выбрать наиболее подходящие для себя.

Главное, во время их проведения забыть о насущных хлопотах, о дедлайнах и просто наслаждаться жизнью.

Продолжать в расслабленном состоянии делать наброски

Не стоит полностью отказываться от привычной деятельности. Делать наброски, маленькие рисуночки, записывать мысли, делать заметки можно в любом состоянии.

Мало того, в кризисных состояниях вас может посетить гениальная мысль, которая в обычных условиях к вам просто не придет.

Фиксируйте все, что вам захочется, но при этом не требуйте от себя создания шедевров. Возможно через некоторое время заметки в блокноте дадут новый импульс для вашего творчества.

Научиться даосскому искусству «разумного разрушения»

В даосской традиции к творческим кризисам относились не просто разумно, а, прямо скажем, весьма прагматично. Некоторые приемы в даосизме человеку с европейской ментальностью кажутся намеренным разрушением созданного, и, отчасти, так оно и есть.

Но когда человек «возглавляет» этот процесс временного разрушения, то он проходит мягко, и у него появляются шансы выйти на новый уровень.

Приведу пример. Когда человек совершенствуется в пластическом выражении даосских взглядов на жизнь, то он практикует телесные практики, например, Тай Цзы Цюань.  В этой системе соседствуют как оздоровительные элементы, так и элементы боевого искусства.

И, главное, постижение тонких философских идей через пластический телесный танец, сотканный из плавных движений, перетекающих одно в другое.

Для достижения совершенства в практике Тай Цзи Цюань требуется серьезное погружение и сосредоточенность, освобождение ума от мыслей и внутренних диалогов.

Поэтому тот, кто решится объяснять другим, например, ученикам, тонкости овладения этой практикой, непременно разрушит важный навык,  созданный длительными усилиями.

То есть, учить — это разрушать.

Но даоссы уверены, что намеренное разрушение навыка необходимо как часть пути  освоения истинного мастерства.

Поэтому  они рекомендуют начинать набирать учеников и обучать их на любом этапе пути.

Для чего?

Чтобы намеренно и разумно разрушать важные навыки и выходить на новый уровень.

Переключиться на наблюдение за животными, растениями, другими людьми

Станьте сторонним наблюдателем окружающей вас жизни. Пусть она течет мимо вас. Представьте, что окружающая жизнь – это река, а вы просто молча сидите на берегу.

Позвольте всему течь своим чередом и не пытайтесь ни на что воздействовать или влиять.

Такие моменты безмолвного согласия со всем сущим, безусловно, пойдут вам на пользу, откроют новые просторы для творчества, подарят интересные идеи.

Помните известное выражение «Что наша жизнь? Игра». Конечно, в жизни встречается масса серьезных моментов, но иногда, оглядываясь в прошлое, понимаешь, что не всегда стоит относится ко всему серьезно.

Часто умение «играть эту жизнь» приносит гораздо больше пользы, чем постоянные постановки целей и достижения результатов.

По своей сути кризис творчества ничем не отличается от профессионального выгорания. Разница лишь в том, что при профессиональном выгорании человек все равно продолжает, пусть и формально, но все же выполнять свои рабочие обязанности.

Личность же творческая лишается самого главного для себя – это возможности создавать, творить и преобразовывать действительность.

Для человека, познавшего радость творчества, профессиональный кризис равен медленному угасанию.

Человек перестает понимать свое предназначение, свою миссию, его терзает мысль: «Неужели я больше ничего не создам?».

Техники, рекомендованные при профессиональном выгорании, могут сработать. Но при одном обязательном условии.

Творческая личность должна на время перестать идентифицировать себя с творчеством и какое-то время «разрешить» себе жизнь обычного человека.

В это спокойное время в плодородную почву попадут семена, которые в благоприятных условиях прорастут новым произведением искусства. Нужно лишь чуть-чуть подождать, не торопить события. Все случится ровно в срок.

Создание произведения – это не только сам процесс написания картины, сценария, музыки.

Еще не прикасаясь к кисти, карандашу или инструменту, будущий создатель уже носит в себе креативные идеи. Они бродят в нем, накапливаются, преобразуются. Давая возможность отдыха от всего, они непременно потребуют реализации.

И именно тогда художник возьмется за кисть, писатель – за ноутбук, а музыкант – за инструмент.

А на сегодня все.

Подписывайтесь на мой блог, делитесь информацией в социальных сетях, ставьте лайки, пишите комментарии и до новых встреч!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Обратите внимание
Оставить комментарий
Обязательные поля помечены *
:p :-p 8) 8-) :lang: :lol: :-pp
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности