- Виды стресcа
- Причины стресса
- Механизмы стресса
- Последствия стресса
- Профилактика стресса
- Как справиться со стрессом
- Умный стресс
- Стресс и питание
- Стресс и (анти)старение
- Путешествия
- Учусь у природы
- Восточный подход к психике
- Новости
- Иронично о главном (рассказики)
- Интервью
- Вопросы читателей
- Для специалистов
- диагностика стресса
- Кризис
- Страх
- тревога
- Сон
- Сновидение
- Психосоматика
- Детская психология
- Психология саморазвития
- Глубокое расслабление
- Проект "Живое путешествие"
- "Целительный отдых"
Стресс и психическое здоровье учителя: почему «дирижеры» страдают меньше
В сегодняшней статье речь пойдет о таком важном феномене, как стресс учителя. Не секрет, что не только профессионализм, но и нравственное, психологическое состояние и психическое здоровье педагога оказывает большое влияние на развитие и формирование наших детей, а также на их желание изучать те или иные предметы. Профессия учителя требует больших психических резервов, отличных навыков саморегуляции и самообладания.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- 1 Эмоциональная сфера педагога. Её особенности
- 2 Что относится к стрессовым факторам?
- 3 Как проявляется стресс педагога?
- 4 Деструктивное поведение учителя в конфликте
- 5 Как противостоять стрессу?
- 6 Вот самые значимые методы профилактики стресса учителя
- 7 “Как за два часа научиться справляться со стрессом, стать более расслабленным, делать меньше ошибок и вернуть вкус жизни ”
Согласно социальным исследованиям, труд педагога входит в разряд стрессогенных профессий. Поэтому ознакомиться с сегодняшней статьёй будет полезно не только педагогам, но и родителям школьников.
Он более напряженный в эмоциональном плане, чем труд генерального директора, менеджера, президента ассоциации, банкира.
Поэтому стрессоустойчивость является очень важным фактором для данной профессии.
Однако об этом не ведется достаточной разъяснительной и профилактической работы по коррекции и профилактике учительского стресса. Поэтому осведомленность и самоконтроль по данной проблеме необходим каждому педагогу.
Эмоциональная сфера педагога. Её особенности
Эмоциональность педагога является наиболее важным фактором в учебно-воспитательной работе. От неё зависят:
- успех эмоционального воздействия учителя на учеников;
- их собранность, мобилизация;
- мотивация к действиям;
- интеллектуальная активность.
В первые годы работы в школе учителя склонны переживать меньше радости, и больше печали, страха и гнева. Это связано с тем, что они сталкиваются с большим количеством стрессовых факторов, с которыми пока не научились справляться.
По мере увеличения стажа ситуация меняется. Педагог становится более опытным, в его деятельности прослеживается всё меньше неудач, ошибок, вырабатывает иммунитет против лишних огорчений.
Это приводит к тому, что опытный педагог чаще испытывает эмоции радости, оптимизм.
Страх и гневливость снижаются.
Что относится к стрессовым факторам?
Чаще всего к стрессу приводят следующие причины:
- взаимодействие с учениками (непослушание, глупые вопросы, игнорирование педагога, нарушение дисциплины, агрессивность школьников и другое);
- взаимодействие с родителями (родители не уделяют должного внимания воспитанию детей, расхождение в оценивании ученика);
- взаимоотношения с коллегами (резкое расхождение во мнениях);
- взаимоотношения с администрацией учебного заведения (перегруженность поручениями, неравномерное распределение нагрузки, непродуманные нововведения, чрезмерный контроль, информационный стресс).
Таким образом, факторов для возникновения профессионального стресса достаточно много. И поэтому педагогу для успешной деятельности крайне важно научиться справляться со всеми перечисленными ситуациями и выработать эмоциональную устойчивость к ним.
Как проявляется стресс педагога?
Вследствие повышенной напряженности работы учителя, современные педагоги могут проявлять:
- несдержанность;
- оскорбление;
- грубость;
- окрики;
- другие формы непрофессиональных реакций на раздражители.
Агрессия со стороны учителя никак не содействует налаживанию контакта с учениками. Но зачастую является причиной растущей невротизации учеников. Если родители замечают, что в школу ребенок уходит в нормальном состоянии, а оттуда возвращается агрессивный ребенок, родителю нужно вникнуть и разобраться в том, что происходит в школе.
Иногда достаточно будет научить школьника способам конструктивного разрешения конфликтов. А иногда необходимо воздействовать на педагога. Своевременное вмешательство родителя поможет защитить психическое здоровье ребенка и предотвратить более серьезные последствия, которые могут закончиться либо сменой места учёбы, либо увольнением учителя.
Деструктивное поведение учителя в конфликте
Из-за нехватки кадров бывают случаи, когда на работу в современных школах принимают учителей, которые не обладают необходимыми профессиональными компетенциями в вопросе разрешения конфликтных ситуаций. И конфликты уходят в деструктивное русло.
Так, вместо решения возникшей ситуации, педагог начинает использовать механизмы психологической защиты. Он направляет свои усилия не на решение возникшей ситуации, а на то, чтобы сохранить своё «Я» и неконструктивно снять эмоциональное напряжение:
- обвиняет ученика, коллегу;
- уходит от решения конфликта;
- вытесняет из сознания неприятную информацию;
- применяет репрессивные меры (нотации, злоупотребление записями в дневнике, выговоры, заниженные оценки и так далее).
Иногда это налаживает внешнюю дисциплину, создаётся иллюзия примирения. Но при этом теряется личный авторитет учителя теряется, и ученики отчуждаются.
Педагог должен понимать, что с учащимися нужно вести равнопартнёрский диалог. Важно проявлять к детям уважение. Необходимо понимать для себя, что ученик и учитель – партнёры в деятельности обучения. Не стоит проявлять высокомерия, подавления личности учеников.
Для профессионального преподавателя использование неконструктивных способов решения конфликтных ситуаций должно стать негласным табу.
Как противостоять стрессу?
Для успешного противостояния педагогическому стрессу необходимо:
- освоить конструктивные техники решения конфликтных ситуаций;
- вовремя отслеживать свои эмоции, и не допускать их глубокого подавления, вытеснения, но вовремя и конструктивно решать каждую ситуацию;
- уважительно относиться к ученикам, желательно их любить. Нужно видеть в ученике равноправного партнёра, личность;
- нельзя проявлять несдержанность, агрессию и другие деструктивные реакции на раздражители;
- если вы не знаете, как поступить в сложившейся ситуации, обратитесь за помощью к более опытным коллегам или руководству. Наверняка, такие ситуации в школе не редкость и опытные преподаватели имеют в своём распоряжении большой опыт их успешного разрешения;
- не бойтесь быть с учениками честными, открытыми. Постарайтесь стать для них другом, а не цензором, агрессивным ментором или карающей силой.
Также применяйте методы профилактики профессионального стресса ( прочитайте об этом в других статьях блога).
Вот самые значимые методы профилактики стресса учителя
- любите и уважайте учеников;
- научитесь способам управления эмоциональным состоянием;
- научитесь оказывать себе психологическую самопомощь в стрессовой ситуации;
- изучите способы снижения стрессовых реакций организма;
- создайте в классе позитивный настрой на учёбу, хорошие отношения;
- приходите на работу отдохнувшим, в хорошем расположении духа, с позитивным настроем;
- чаще практикуйте приёмы релаксации.
Особенность работы педагога такова, что, по сути, именно вы являетесь «заводилой», дирижёром в классе. И если вам удастся правильно выстроить взаимодействие с учениками, пробудить в них интерес к своему предмету, хорошо их мотивировать, создать положительный настрой в классе – процесс обучения будет и для вас как педагога, и для учащихся интересным, вдохновляющим занятием.
В этом случае процесс обучения будет приносить всем только удовлетворение и положительные эмоции, а не стресс.
В книге Натальи Водопьяновой и Елены Старченковой «Синдром выгорания» рассказано об исследованиях зарубежных ученых механизмов эмоционального выгорания, его диагностике и профилактике. Настоятельно рекомендую ознакомиться с этим изданием всем работникам социальных помогающих профессий. А для тех, кому необходима «живая помощь» в преодолении симптомов эмоционального выгорания, у меня есть предложение.
Научиться управлять стрессом возможно в любом возрасте и в любых ситуациях. Если вы хотите это сделать в максимально короткие сроки, то приглашаю вас на онлайн Мастер-класс "
“Как за два часа научиться справляться со стрессом, стать более расслабленным, делать меньше ошибок и вернуть вкус жизни ”
Сейчас — бесплатно.
Пройдите по ссылке, чтобы узнать подробно, какие темы мы расссмотрим на Мастер-классе, и как вы за короткий срок сможете научится верно реагировать на жизненные стресс-факторы. И уж точно никогда больше не попадете в такую ситуацию, когда вам будет неловко за собственные поведенческие реакции.
До встречи, дорогие подписчики!
Делитесь с друзьями, коллегами. Подписывайтесь на обновления.
И помните, что ваша жизнь неповторима, а вы — уникальный и ценный человек.
Берегите себя.
Делитесь с коллегами, друзьями теми статьями блога, которые посчитаете полезными.
Когда заболевает поджелудочная железа, весь мир сразу становится не мил...