Виды стресcа, Последствия стресса
Умный стресс
Виды стресcа, Последствия стресса

Стресс и психическое здоровье учителя: почему «дирижеры» страдают меньше

Ирина Васильева

В сегодняшней статье речь пойдет о таком важном феномене, как стресс учителя. Не секрет, что не только профессионализм, но и нравственное, психологическое состояние и психическое здоровье педагога оказывает большое влияние на развитие и формирование наших детей, а также на их желание изучать те или иные предметы. Профессия учителя требует больших психических резервов, отличных навыков саморегуляции и самообладания.

Согласно социальным исследованиям, труд педагога входит в разряд стрессогенных профессий. Поэтому ознакомиться с сегодняшней статьёй будет полезно не только педагогам, но и родителям школьников.

Он более напряженный в эмоциональном плане, чем труд генерального директора, менеджера, президента ассоциации, банкира.

Поэтому стрессоустойчивость является очень важным фактором для данной профессии.

Однако об этом не ведется достаточной разъяснительной и профилактической работы по коррекции и профилактике учительского стресса. Поэтому осведомленность и самоконтроль по данной проблеме необходим каждому педагогу.

Эмоциональная сфера педагога. Её особенности

Эмоциональность педагога является наиболее важным фактором в учебно-воспитательной работе. От неё зависят:

  • успех эмоционального воздействия учителя на учеников;
  • их собранность, мобилизация;
  • мотивация к действиям;
  • интеллектуальная активность.

В первые годы работы в школе учителя склонны переживать меньше радости, и больше печали, страха и гнева. Это связано с тем, что они сталкиваются с большим количеством стрессовых факторов, с которыми пока не научились справляться.

По мере увеличения стажа ситуация меняется. Педагог становится более опытным, в его деятельности прослеживается всё меньше неудач, ошибок, вырабатывает иммунитет против лишних огорчений.

Это приводит к тому, что опытный педагог чаще испытывает эмоции радости, оптимизм.

Страх и гневливость снижаются.

Что относится к стрессовым факторам?

Чаще всего к стрессу приводят следующие причины:

  • взаимодействие с учениками (непослушание, глупые вопросы, игнорирование педагога, нарушение дисциплины, агрессивность школьников и другое);
  • взаимодействие с родителями (родители не уделяют должного внимания воспитанию детей, расхождение в оценивании ученика);
  • взаимоотношения с коллегами (резкое расхождение во мнениях);
  • взаимоотношения с администрацией учебного заведения (перегруженность поручениями, неравномерное распределение нагрузки, непродуманные нововведения, чрезмерный контроль, информационный стресс).

Таким образом, факторов для возникновения профессионального стресса достаточно много. И поэтому педагогу для успешной деятельности крайне важно научиться справляться со всеми перечисленными ситуациями и выработать эмоциональную устойчивость к ним.

Как проявляется стресс педагога?

Вследствие повышенной напряженности работы учителя, современные педагоги могут проявлять:

  • несдержанность;
  • оскорбление;
  • грубость;
  • окрики;
  • другие формы непрофессиональных реакций на раздражители.

Агрессия со стороны учителя никак не содействует налаживанию контакта с учениками. Но зачастую является причиной растущей невротизации учеников. Если родители замечают, что в школу ребенок уходит в нормальном состоянии, а оттуда возвращается агрессивный ребенок, родителю нужно вникнуть и разобраться в том, что происходит в школе.

Иногда достаточно будет научить школьника способам конструктивного разрешения конфликтов. А иногда необходимо воздействовать на педагога. Своевременное вмешательство родителя поможет защитить психическое здоровье ребенка и предотвратить более серьезные последствия, которые могут закончиться либо сменой места учёбы, либо увольнением учителя.

агрессивный ребенок

Деструктивное поведение учителя в конфликте

Из-за нехватки кадров бывают случаи, когда на работу в современных школах принимают учителей, которые не обладают необходимыми профессиональными компетенциями в вопросе разрешения конфликтных ситуаций. И конфликты уходят в деструктивное русло.

Так, вместо решения возникшей ситуации, педагог начинает использовать механизмы психологической защиты. Он направляет свои усилия не на решение возникшей ситуации, а на то, чтобы сохранить своё «Я» и неконструктивно снять эмоциональное напряжение:

  • обвиняет ученика, коллегу;
  • уходит от решения конфликта;
  • вытесняет из сознания неприятную информацию;
  • применяет репрессивные меры (нотации, злоупотребление записями в дневнике, выговоры, заниженные оценки и так далее).

    Иногда это налаживает внешнюю дисциплину, создаётся иллюзия примирения. Но при этом теряется личный авторитет учителя теряется, и ученики отчуждаются.

Педагог должен понимать, что с учащимися нужно вести равнопартнёрский диалог. Важно проявлять к детям уважение. Необходимо понимать для себя, что ученик и учитель – партнёры в деятельности обучения. Не стоит проявлять высокомерия, подавления личности учеников.

Для профессионального преподавателя использование неконструктивных способов решения конфликтных ситуаций должно стать негласным табу.

девушка с планшетом

Как противостоять стрессу?

Для успешного противостояния педагогическому стрессу необходимо:

  • освоить конструктивные техники решения конфликтных ситуаций;
  • вовремя отслеживать свои эмоции, и не допускать их глубокого подавления, вытеснения, но вовремя и конструктивно решать каждую ситуацию;
  • уважительно относиться к ученикам, желательно их любить. Нужно видеть в ученике равноправного партнёра, личность;
  • нельзя проявлять несдержанность, агрессию и другие деструктивные реакции на раздражители;
  • если вы не знаете, как поступить в сложившейся ситуации, обратитесь за помощью к более опытным коллегам или руководству. Наверняка, такие ситуации в школе не редкость и опытные преподаватели имеют в своём распоряжении большой опыт их успешного разрешения;
  • не бойтесь быть с учениками честными, открытыми. Постарайтесь стать для них  другом, а не цензором, агрессивным ментором или карающей силой.

Также применяйте методы профилактики профессионального стресса ( прочитайте об этом в других статьях блога).

Вот самые значимые методы профилактики стресса учителя

Особенность работы педагога такова, что, по сути, именно вы являетесь «заводилой», дирижёром в классе.  И если вам удастся правильно выстроить взаимодействие с учениками, пробудить в них интерес к своему предмету, хорошо их мотивировать, создать положительный настрой в классе – процесс обучения будет и для вас как педагога, и для учащихся интересным, вдохновляющим занятием.

В этом случае процесс обучения будет приносить всем только удовлетворение и положительные эмоции, а не стресс.

В книге Натальи Водопьяновой и Елены Старченковой «Синдром выгорания» рассказано об исследованиях зарубежных ученых механизмов эмоционального выгорания, его диагностике и профилактике. Настоятельно рекомендую ознакомиться с этим изданием всем работникам социальных помогающих профессий. А для тех, кому необходима «живая помощь» в преодолении симптомов эмоционального выгорания, есть мой онлайн тренинг «Как справиться со стрессом, превратив его из монстра в помощника». Кроме эффективных упражнений и техник, в тренинговой работе предусмотрены домашние задания и обратная связь психотерапевта (т.е. меня). Приобретая тренинг, вы не только поможете себе, но и пополните свой профессиональный багаж.

Друзья, надеюсь, моя статья была вам полезна. Подписывайтесь на обновления блога, впереди много интересного.

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Обратите внимание
Умный стресс как шанс и оптимальный выбор

Любой стресс — это, согласитесь, неудобно. А в случае  сильного стресса...

Оставить комментарий
Обязательные поля помечены *
:p :-p 8) 8-) :lang: :lol: :-pp
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности