- Виды стресcа
- Причины стресса
- Механизмы стресса
- Последствия стресса
- Профилактика стресса
- Как справиться со стрессом
- Умный стресс
- Стресс и питание
- Стресс и (анти)старение
- Путешествия
- Учусь у природы
- Восточный подход к психике
- Новости
- Иронично о главном (рассказики)
- Интервью
- Вопросы читателей
- Для специалистов
- диагностика стресса
- Кризис
- Страх
- тревога
- Сон
- Сновидение
- Психосоматика
- Детская психология
- Психология саморазвития
- Глубокое расслабление
- Проект "Живое путешествие"
- "Целительный отдых"
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса: разбираемся в плюсах и минусах
Давйте признаемся, что когда собственный ребенок вдруг говорит о том, что в школе ему некомфортно, мы искренне недоумеваем, — ведь через года мы вспоминаем свои школьные годы как что-то чудесное. К сожалению, тенденции современного образования таковы, что ребенок становится все более зависим от взрослых. Это приводит к развитию инфантильности, и как следствие, увеличению количества детей, имеющих высокий уровень школьной тревожности. Для диагностики этого параметра существует множество тестов и опросников. Из них наибольшую популярность получила методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. В чем ее достоинства и недостатки и что с ее помощью можно определить? Об этом я и расскажу вам сегодня.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Добрый день, уважаемый читатель! Наше школьное детство и детство наших детей – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. У современных родителей появилось гораздо больше возможностей для постоянной опеки своих любимых чад. Это не значит, что родители более старшего поколения любили своих детишек меньше. Конечно, нет. Но, согласитесь, все же мы были более самостоятельны и менее контролируемы. Сейчас существует масса форм контроля за ребенком: трекеры, смартфоны, различные кружки с раннего утра и до ночи, репетиторы, нянечки и т.д.
Все это имеет много плюсов, но и столько же минусов.
Современные дети почти не принимают самостоятельные решения, не сталкиваются с нестандартными ситуациями. Каждый их день прописан и регламентирован на несколько лет вперед.
И именно это является одним из факторов столь распространённой среди современных школьников высокой тревожности. Ведь любое отклонение от привычного распорядка воспринимается ими как небезопасное.
В само понятие школьной тревожности входит множество параметров, уровень проявления которых и можно отследить, применив опросник Филлипса.
По каким факторам можно понять, что у ребенка высокий уровень школьной тревожности?
Я представлю вам полную характеристику признаков, а точнее сфер проявления, по которым вы сможете понять, есть ли синдром школьной тревожности у вашего ребенка. Однако, это не означает, что только все перечисленные признаки должны совпадать. Иногда даже несколько из них могут быть выражены очень ярко.
А это означает, что школьнику непременно стоит уделить немного больше вашего родительского внимания.
Сферы проявления школьной тревожности у ребенка
Проблемы и страхи в отношениях с учителями
В этом случае ребенок может вести себя достаточно свободно со сверстниками, соглашаться на участие в школьных развлекательных мероприятиях. Уровень тревоги у него будет возрастать при необходимости отвечать у доски, объяснять учителю причины своего поведения, участвовать в интеллектуальных конкурсах и викторинах.
Как правило, у таких детей реальная успеваемость оказывается намного ниже, чем ребенок способен достичь.
В школе таких детей привлекает возможность неформального общения со сверстниками, участие в кружковой и творческой деятельности.
Социальный стресс
Здесь, напротив, контакты с учителями не вызывают тревоги. Но ребенок не имеет друзей среди сверстников, он не умеет контактировать с ними или вовсе становится объектом насмешек.
Часто такие дети вызывают чувство жалости у взрослых, что помогает им «ни за что» получать хорошие отметки (что еще больше провоцирует сверстников на агрессию).
Если младшие школьники в силу возрастных особенностей еще не так сильно переживают социальный стресс (в этом возрасте мнение взрослого все же имеет большее значение). То подростки действительно зависят в своем поведении и в оценке себя от мнения сверстников. И социальный стресс может стать источником серьезных проблем у ребенка, вплоть до появления заболеваний.
Низкая стрессоустойчивость
В этом случае особенности взаимоотношений с педагогами или одноклассниками не играют большой роли. Тревога возникает каждый раз, когда желаемое не совпадает с действительным, или когда планируемые мероприятия неожиданно отменяются. Например, если заболела учительница, и урок ведет кто-то другой, такой ребенок будет подавлен и не сможет отвечать у доски.
Также этот ребенок будет слишком сильно переживать даже такие изменения окружающей среды, как резкое похолодание, духота в непроветриваемом классе, слишком яркий свет из окна.
Именно этот тип детей падает в обморок на школьных линейках, боится ежегодных медицинских осмотров и крайне трудно адаптируется при изменениях классного коллектива.
Общая тревожность
Этот вид включает в себя все вышеперечисленное. Именно он наиболее труден для коррекции, так как приходится заниматься «сразу всем».
Но это не означает, что школьнику нельзя помочь. Напротив, именно эти дети более других нуждаются в профессиональной помощи специалистов.
Какой тест наиболее информативен в диагностике школьной тревожности?
Существуют несколько достаточно хороших и несложных опросников, помогающих определить уровень тревоги у ребенка. Наибольшей популярностью у школьных психологов пользуется методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Эта методика позволяет отследить проявления тревожности сразу по нескольким факторам.
Факторы тревожности, выделяемые опросником
- уровень общей тревожности, связанной со школой;
- наличие социального стресса (боязни общения со сверстниками);
- фрустрация в достижении успеха;
- боязнь самовыражения, непринятие себя;
- боязнь ситуации проверки знаний, умений, навыков;
- страх обмануть ожидания окружающих;
- низкий уровень стрессоустойчивости;
- проблемы и страхи в отношениях с педагогами и другими взрослыми, работающими в школе.
Процедура и тонкости диагностики с помощью опросника Филлипса
Опросник состоит из 58 вопросов. В инструкции указано, что их можно как предлагать для заполнения в виде бланков, так и зачитывать самому. Обязательно обратите внимание на сдедующие условия применения методики.
Вариант с зачитыванием вопросов наиболее предпочтителен, так как при этом вы сможете отследить и невербальную реакцию на вопрос.
Также, если у ребенка высокий уровень тревожности, он постесняется обратиться к вам даже не поняв инструкцию или смысл какого-либо вопроса теста.
А это означает, что полученные данные будут не совсем верны.
Автором методики, как можно догадаться из названия, является Биман Н. Филлипс. Этот человек был математиком и физиком, который во второй половине своей карьеры педагога занялся изучением психологии.
Работая в Техасском университете, в его обязанности входило составление программ для школьных психологов. В основе этих программ лежали его собственные исследования, посвященные особенностям переживания стресса школьниками, студентами и преподавателями.
Особенности и ограничения методики
Методика определения уровня школьной тревожности Филлипса является заимствованной, а, соответственно, требует адаптации к особенностям нашего менталитета.
Ведь, согласитесь, американский школьник и русский школьник – это два совершенно разных ученика.
А, значит, и проявления тревожности, у них должны отличаться.
Как бы там ни было, но русскоязычной адаптации методики не существует, поэтому, как бы хороша она ни была, погрешности в интерпретации результатов все-таки исключать нельзя.
Также при зачитывании вопросов вы должны убедиться в том, что ребенок правильно понимает их смысл, а также готов отвечать честно, не стесняется сказать вам правду.
Ведь, не понимая вопрос или боясь, что вы «все расскажете учителю», ребенок будет стараться давать ожидаемые ответы, которые могут быть очень далеки от истины.
Сами вопросы, как и ключ к интерпретации данных вы без труда сможете найти в интернете, достаточно просто вбить в поисковике запрос «школьная тревожность Филлипса».
Опытный специалист знает, что определение уровня школьной тревожности может быть совершено без применения опросников. Иногда достаточно наблюдения или беседы.
Рекомендации по использованию методики Филлипса: на что обратить внимание
Справедливости ради, необходимо сказать, что идеальных опросников не существует. В любом из них обязательно есть недостатки.
Главным из которых является риторический вопрос: кто и как интерпретирует утверждение тот, кто заполняет опросник. Ведь, имея совершенно разный жизненный опыт, уровень интеллекта и общего кругозора, любой человек при ответе на вопрос может иметь в виду совсем другое, чем подразумевает задание.
- Диагностика ребенка не должна проводится только с помощью теста-опросника.
- Результаты, полученные с помощью него, должны быть подтверждены рисуночными тестами или другими арт-терапевтическими методиками, наблюдением, беседами с родителями детей.
Только применяя какой-то опросник вместе с другими методиками, можно с доверием относится к результатам, полученным с его помощью.
А на сегодня все!
Наверное, после прочтения этой статьи, в вас поселилась нотка сомнения, а стоит ли вообще доверять психологическим тестам. На это я могу сказать, что самое важное – это все же родительская интуиция, знание особенностей своего ребенка.
Если вы сомневаетесь в том, что вам говорит школьный психолог, показывают результаты теста, то вы вправе искать другого специалиста. В конечном итоге никто не может знать своего ребенка лучше его собственных родителей.
Подписывайтесь на мой блог, ставьте лайки, делитесь информацией с друзьями в социальных сетях и до новых встреч!
Мечтаете о полноценном, тотальном расслаблении? Убедительным стартом станет Танатотерапия Если...
Довольно проблемным аспектом рассматриваемой методики является и сама формулировка вопросов, заданная чаще всего не корректно. Так, некорректным можно считать вопрос № 1 (Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?) в связи с отсутствием смысловой привязки к тревожности как к исследуемому качеству личности. Необходимо так же уточнить, об «уровне» чего конкретно идёт речь — уровне успеваемости, уровне развития, воспитанности, поведения, здоровья и пр. Кроме того, непонятно, какой — высокий или низкий — уровень имеется в виду. И, наконец, направленность на «один уровень» нивелирует значимость индивидуальности ребенка, ориентируя его на типичность.
Спасибо, Катерина, за ценные замечания по методике Филлипса.