Восточный подход к психике, Для специалистов, Кризис, Страх
Умный стресс
Восточный подход к психике, Для специалистов, Кризис, Страх

Навязчивый страх внезапной смерти: темное чувство, притаившееся глубоко

Ирина Васильева

Страх смерти незримо присутствует в каждом моменте нашего бытия. Пока все благополучно, он подобен дремлющему вулкану. Но стоит человеку один раз ощутить близость окончания жизни, и вулкан может проснуться. И последствия этого могут быть различны. Он помогает ощутить особую ценность счастливых моментов обычной жизни, создает мощный импульс для творчества, не разрушая личность человека.  Однако он же может порождать и различные формы психопатологий, сопровождающихся навязчивыми мыслями о неизбежности смерти. Что делать, если страх смерти окутал вас и не дает жить полноценной жизнью? Как его преодолеть? Об этом сегодня и поговорим.

Добрый день, дорогой читатель!

Люди практически не задумываются о смерти, к тому же мало чего о ней знают. Разве что то, что она совсем не похожа на жизнь. Вот почему за этим стоят не только тайны, но и парадоксы. Не только страх, но и толчок к новому видению.  Или внезапное обретение потерянного вкуса к жизни.

Однако страх смерти в последнюю сотню лет сеет больше растерянность и беспомощность среди современных людей.

С чем это связано?

Как ни странно, на это повлиял именно высокий уровень развития медицинской науки, фармакологии и стремление к комфортной беспечной жизни.

К смерти начали относиться как явлению далекому, существующему где-то в параллельной вселенной.

В нашей культуре говорить о неизбежности и необратимости смерти считается практически моветоном. Большинство соотечественников в повседневной жизни не задумываются о том, что рано или поздно умрут. И сама мысль об этом, случайно промелькнувшая, сразу же отрицается и посылается на задворки сознания.

Однако так было не всегда.

На протяжении всего развития человечества смерть была постоянным спутником человека.

Этому способствовали войны, отсутствие элементарной гигиены, близость человека к естественным условиям, постоянное нахождение в состоянии «выживания». Считалось хорошим знаком, если из рожденных детей в семье не умирала половина из них.

Смерть тогда воспринималась как неотъемлемая часть жизни. К ней готовились обстоятельно, заранее выбирая место захоронения, погребальный наряд, давались указания по проведению церемонии похорон или кремации.

Представления о смерти древних греков

В древности смерть, во всяком случае одна из ее ипостасей, была желанной и даже почитаемой.

Древние греки различали легкую смерть, как естественное завершение всех дел и окончание земного пути. И внезапную смерть, которая жестоко обрывала планы,  намерения, не давая созреть и естественно завершиться живым процессам.

Легкая смерть, смерть-завершение, смерть-преображение  изображалась прекрасным светлым юношей с именем Танатос. А внезапную смерть, которая являлась чаще на поле битвы, называли Кер.

Танатос и Кер были братьями, матерью которых была богиня Ночи. Их младшими братьями являлись Гипнос ( сон) и Онейро ( сновидение), а старшей сестрой — богиня Судьбы.

В человеке же видели их слугу.

Почитание Танатоса связывалось с представлением о достойной жизни, наполненной всеми красками и оттенками и имеющей естественное завершение.  И именно стремление к Танатосу виделось как способ избежать встречи с Кер.

Более подробно о том, как представление о жизни, смерти, сновидениия, как и о том, что помогает повысить жизненность, вы узнаете из моей книги о сновидениях, над которой я сейчас работаю.

смерть кладбище

Представления о смерти в восточных культурах

Подобное адекватное отношение к этой теме сохранилось в восточной культуре.

Например, в буддизме считается главным делом жизни именно подготовка к прохождению особого околосмертельного состояния Бардо дхарматы (промежуточного состояния).

Согласно буддистскому учению посмертный опыт делится на фазы, от прохождения которых зависит последующее перерождение. А, если повезет, то и переход в нирвану  — состояние полного растворения и переход в небытие, полное освобождение от страданий.

Трепетное отношение к смерти можно встретить и в Бусидо  — Кодексе чести самурая. Это учение предполагает «жизнь так, как будто ты уже мертв».

Согласно этой концепции, самурай должен быть готов умереть в любой момент, если это необходимо для сохранения воинского достоинства и чести.

Наша же культура предполагает перфекционизм, стремление контролировать и планировать каждый миг своей жизни. Согласитесь, полное противоречие восточному подходу.

Фактически танатофобия (навязчивый страх смерти) случается тогда, когда привыкший к тотальному контролю человек встречается с тем, что не подвластно ему.

С тем, что невозможно запланировать и избежать.

Как говорил известный персонаж Булгакова, человек не просто смертен, а внезапно смертен. Неожиданный летальный исход нельзя полностью запланировать или отсрочить.

И все же «правильное отношение к смерти» способно по миллиметру отодвигать нас от Кер в сторону Танатоса.

Источники страха внезапной смерти

Как ни странно, эти источники таятся не где-то вовне. Они, как истинные шпионы, притаились внутри человека, испытывающего страх, и разрушают его изнутри.

Современный человек, ориентируясь на социальные нормы, все больше теряет чувствительность и понимание себя, своих глубинных нужд.

Боязнь показать себя «слабым»

В нашем обществе, где избыточно культивируется образ успешного, красивого, молодого человека, нет места болезням, страданиям и, конечно же, летальным исходам.

Человек, признающий и демонстрирующий свои слабости, запросто может наутро оказаться без работы, не пройти собеседование, быть отвергнутым избранником (цей).

Мысли о собственном неуспехе, слабости, зависимости от других неприятны. Нередки случаи, когда, даже серьезно заболев, человек делает вид, что «все в порядке». Об этом с тревогой пишут, например, мои американские коллеги.

Тотальный контроль

Современный человек боится «отпустить себя», расслабиться, «плыть по течению», а, значит, упустить контроль над своей жизнью. Анализируя жизненные события, стоит признать, что даже в самые благополучные периоды этот контроль более чем иллюзорен.

Но человек не хочет признать даже это. Что уж говорить о периодах, когда внимание поглощено обнаружением у себя различных «симптомов и признаков» приближающегося конца.поликлиника кабинет

Существует немало людей, стремящихся к тотальному контролю над собственным здоровьем. Они обладают массой научных и околонаучных медицинских знаний, позволяющих им обнаруживать у себя признаки того или иного заболевания.

Как правило, эти люди ненавидят докторов за их «некомпетентность» и всегда «знают лучше», что с ними происходит.

В подавляющем большинстве случаев эти попытки избыточного контроля приводят  лишь к усугублению страхов, бесконечным обследованиям и постоянным переживаниям о собственном самочувствии.

Отсутствие смысла жизни

Человек, захваченный идеей, имеющий глобальные цели, о смерти не думает или думает крайне редко.  Тот же, кто имеет экзистенциальный вакуум и уныло бредет от одного мгновения к другому, более всего боится потерять свое существование.

Парадокс? Не думаю. Ощущая близость смерти, человек внезапно понимает, что так никогда и не жил, и, возможно, уже не успеет.

Боязнь собственной кончины поселяется в нем прочно и надолго.

Соответствие социальным нормам

Стремясь оправдать ожидания общества, человек прячет, вытесняет свои истинные чувства глубоко внутрь. Не умея конструктивно перерабатывать негативные переживания, он на время забывает о них.

Но наш организм устроен очень мудро. Не найдя прямого выхода, эмоции и чувства выражают себя в виде появления страхов, фобий, аффектов, навязчивых мыслей, болезней.

Например, постоянное подавление агрессии непременно выразится в панических атаках, которые могут происходить неожиданно, в том числе — в расслабленном состоянии, во сне.

О том, как подружиться со своими эмоциями, подробно описано в моей книге «Побег из эмоциональной тюрьмы. Как разрешить себе сильные переживания, эмоции и чувства, не разрушая себя и окружающих».

Социальная изоляция

Помните поговорку: «На миру и смерть красна»?

Стремясь к независимости, индивидуальности, находясь в постоянных конкурентных отношениях, не утратил ли современный человек чувство общности, присущее другим народам, не развивающимся технологически в столь стремительном темпе?

Стоит сказать, что в тех народностях, которые до сих пор живут общинно, имеют прочные семейные связи, смерть воспринимается по-другому и не переживается как глубокая трагедия.

Социальная изоляция современного человека сильно обостряет страх смерти.

Травматичный и непроработанный опыт столкновения со смертью

Ранее эти вопросы были полностью отданы религиозным деятелям.

Религия утешала, давала поддержку и надежду. Теперь народ все меньше верит в то, что говорят служители культа.

Современный человек более склонен к рационализации и интеллектуализации.

У каждого из нас есть опыт столкновения со смертью.

Кто-то принимает это как естественный процесс, а для кого-то это становится сильнейшим эмоциональным потрясением.

Не следует думать, что экзистенциальные вопросы не занимают маленьких детей.

Внезапное исчезновение домашнего питомца, случайно найденная мертвая синичка, ненароком увиденное убийство животного ради употребления мяса, естественный уход пожилых членов семьи – переживания и мысли ребенка по всем этим поводам могут привести к возникновению необъяснимой тревоги, страха.

А могут стать толчком для более глубокого осмысления жизненных реалий.дети и закат

Дети, впервые осознав конечность линии жизни, как правило, задумываются о сложных для своего возраста вопросах.

Взрослые на этом этапе должны предотвратить травматизацию путем грамотных ответов на совсем «недетские» вопросы.

Можно использовать при этом религиозные взгляды, принятые в семье. Но не рекомендовано врать и «сочинять», а также говорить что-то вроде «тебе об этом еще думать рано».

Также для сохранения здоровой психики ребенка, даже если в семье случилась трагедия, не рекомендовано слишком яркое проявление эмоций при детях. Всегда помните, дети – это наше будущее.

Трагические события уже не исправить, а травмировать психику ребенка неверным поведением легче простого.

Бережное отношение к психическому здоровью близких является профилактикой серьезных болезней.

Как избавиться от навязчивых мыслей по поводу смерти?

Побороть страх смерти возможно только при внимательном и чутком подходе к проблеме. Лечение может включать медикаментозную помощь (успокаивающие, седативные препараты).

Но основной упор все же делается на изменение мирровоззрения.

Отказаться от собственного превосходства

Нарциссические установки весьма сложно поддаются коррекции. "Танцы с бубнами» вокруг собственного великолепия и успешности приводят лишь к появлению неврозов. Нарциссизм как культ индивидуальной личности в конечном итоге является защитной реакцией общества от страха неизбежной смерти.

Установка на исключительность, собственную «избранность» при появлении неблагоприятных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью, может обернуться настоящей трагедией и психологической травмой.

Как ни странно, но противоположная установка «жить, помня о смерти», помогает в этом случае принять собственное несовершенство, нивелировать идею собственного всемогущества. Осознав это, человек постепенно обучается отпускать себя «на волю высших сил».

Наполнить жизнь смыслом

Индийский мыслитель ОШО говорил о том, что смерть – это великое благо.

Только благодаря ей мы постигаем свой уникальный путь развития, осуществляем даже невозможное, совершаем чудеса. Осознание факта конечности своего существования движет искусство и науку, позволяет проникать в глубины бытия, находить смысл жизни.

Иногда, в погоне за смыслом, человек может начать «срисовывать» чужой опыт, примеряя его на себя. В этом случае он получает конфликт между своей истинной персоной и той, которую он старательно предъявляет обществу.

По Юнгу главной причиной неврозов у современного человека является блокада процесса реализации своих творческих способностей и склонностей.

Медитировать

Истинная практика медитации приближает практикующего к переживанию, именуемому состоянием медитативного сосредоточения (в буддизме – Бардо медитативной концентрации).

Это состояние совсем не иллюзорно, а весьма ощутимо и конкретно.

Используя различные техники (дыхательные упражнения, асаны, визуализации и др.) медитирующий ощущает состояние полного безмолвия, безвременья и растворения индивидуальной личности. Это состояние весьма близко к тому, как подсознательно воспринимается послесмертный опыт.

Длительное пребывание в этом состоянии устраняет тревогу, навязчивые мысли, снижает уровень агрессии.

Прежде чем броситься изучать всевозможные медитативные техники и искать удобные тихие места для практик, попробуйте в обычной повседневной жизни концентриваться на простых вещах: стуке подошв об дорогу, шуме капель дождя по стеклу, шорохе листьев, поднимаемых ветром в парке.

Поначалу, это приходится совершать сознательным усилием воли, однако, чем чаще вы это делаете, тем легче с каждым разом происходит погружение в медитативное состояние.

Быть все время готовым к смерти

Парадоксально, не правда ли? Но именно в этом и есть вся соль.

Дон Хуан (тот самый, о котором писал Кастанеда) говорил о том, что никто доподлинно не знает день и час, когда ему придется покинуть этот мир. И поэтому каждую секунду своей жизни человек должен быть готов к тому, что этот миг может оказаться последним.

Готовность не означает страх, тягостные мысли по поводу этого события. Напротив, она предполагает не упустить торжественность и важность самого момента.

И в этом вопросе сходятся все мировые религии, а также духовные практики. Осознавая каждый момент своей жизни, человек делает так, что смерть более не властна над ним. Миг осознания – это еще не она, а она – это не миг осознания. Пока ты осознаешь себя, ты существуешь.

Фактически, навязчивый страх смерти появляется только оттого, что человек отворачивается, не желает принимать сам факт неизбежного окончания своих дней.

Психологи отмечают, что нередко страх смерти маскируется избыточным интересом к теме бессмертия. Но вот в чем парадокс.

Бессмертием и следующими жизнями чаще всего озабочены именно те люди, которые и с этой-то жизнью не знают, что делать.

Посмотрев непосредственно в лицо своему страху, не важно, с помощью религиозного деятеля или психотерапевта, приходит внезапное осознание, что жить необходимо сейчас, в этот самый миг.

И только в этом единственно и есть бессмертие.

А на сегодня все!

Подписывайтесь на мой блог, делитесь понравившимися статьями в социальных сетях, пишите комментарии и свои вопросы. Следите за обновлениями, за окончанием написания книг на темы, которые я лично считаю интереснейшими.

Всего вам доброго!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Обратите внимание
Что делать, если у тебя творческий кризис и как в этом поможет даосский прием «разумного разрушения»?

Вопреки распространенному мнению, творческий кризис — не обязательно свойство людей, создающих...

25
  • Виктория
    21.11.2019
    Ответить

    Ирина, страшит не сама смерть, как таковая, а переход. Уж очень не хочется мучиться.

    • Ирина
      26.11.2019
      Автор
      Ответить

      Вика, это действительно так. Я расцениваю это замечание как запрос на то, чтобы в одной из статей раскрыть эту тему еще и с этой стороны

Оставить комментарий
Обязательные поля помечены *
:p :-p 8) 8-) :lang: :lol: :-pp
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности