Профилактика стресса, Как справиться со стрессом
Умный стресс
Профилактика стресса, Как справиться со стрессом

Как избежать стресса на работе: важная информация для студентов, работников и руководителей

Ирина Васильева

По статистике рабочему стрессу подвержены около трети работников. А каждый четвертый считает работу главным стресс-фактором своей жизни. Специалисты по кадрам давно сетуют на то, что стресс во время работы является одной из весомых причин текучести кадров. Как избежать стресса на работе – вопрос, которому необходимо обучать студентов всех ВУЗов. А пока этого не случилось, попробуем разобраться самостоятельно.

Добрый день, уважаемый читатель! Сегодняшняя тема касается многих, если не всех.

Причинами стресса на рабочем месте могут быть:

  • Завышенные ожидания.

Это  несоответствие рабочего процесса вашим ожиданиям, а также слишком высокие требования компании к вам. Например, когда вас принимали на работу, вам пообещали один уровень заработной платы.  Однако после выяснилось, что для получения ее нужно сильно постараться. Или вы, чтобы трудоустроиться, немного «приукрасили» свое резюме, а после оказываетесь неспособны выполнить задания, соответствующие вашей «компетенции».

выпил яд

  • Авторитарный стиль руководства

В руководстве, как и в воспитании, авторитарный стиль признан недостаточно эффективным. Однако многие руководители до сих пор придерживаются именно его. Такой стиль подходит «серым мышкам» и «офисному планктону». Человек талантливый, креативный, инициативный, попав под прессинг авторитарного руководителя, подвергнется сильнейшему стрессу.

  • Многозадачность

Этот стресс-фактор чаще можно встретить в молодых, развивающихся компаниях.  У некоторых компаний способность работать в многозадачном режиме является обязательным требованием при трудоустройстве. Это качество восхваляется, однако многие ли задумываются о том, что это является сильнейшим стресс-фактором.

Человек, постоянно работающий в режиме многозадачности, чувствует себя загруженным 24 часа в сутки.

  • Нечеткая должностная инструкция

Ситуация, когда работник не совсем представляет, что от него требуется, к сожалению, встречается не так уж и редко. В основном это «болезнь» молодых специалистов, попавших  к равнодушным наставникам.

Но встречаются и такие предприятия, компании, учреждения, где нечеткие должностные обязанности являются нормой. В связи с этим работник находится в постоянном напряжении. Его посещают мысли: «А все ли я делаю верно?». Он опасается проверок и не знает, что вызовет недовольство шефа, а за что дадут премию.

вершина фудзи

  • Отсутствие перспектив продвижения по карьерной лестнице.

Помните поговорку: «Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом»? Так вот здесь ее можно перефразировать: «Плох тот работодатель, который не дает работнику возможность двигаться вверх по карьерной лестнице». Отсутствие мотивации достижений негативно сказывается на настроении, самочувствии работника, качестве его труда.

Конечно, не все станут генералами, не все достигнут вершины Фудзи, но далекая и заманчивая перспектива все же лучше отсутствия любых перспектив.

  • Межличностные конфликты.

Многие при трудоустройстве пытаются узнать: «А какой же там коллектив?». Несмотря на то, что мы планируем на рабочем месте работать, каждый из нас хочет делать это в психологически благоприятной обстановке. Причина конфликта может быть разной, но чаще это конкурентная борьба или дискриминация по какому-либо признаку.

Если стрессовая ситуация уже произошла и вам необходимо быстро восстановиться.

Примените простую и эффективную технику «Взять стресс под контроль за 90 секунд» или, если у вас есть немного больше времени, воспользуйтесь дыхательной техникой. А после того, как вы оказали себе скорую психологическую помощь, постарайтесь понять, не грозит ли вам эмоциональное выгорание? Подробнее об этом явлении, а также о его профилактике можно почитать здесь.

абстракция цветок

Иногда для повышения своей профессиональной компетенции, нам необходимо пройти зачеты, экзамены или какие-то другие испытания, подтверждающие соответствие занимаемой должности.

 Советы о том, что нужно делать перед экзаменами.

Годятся и для студентов, и для умудренных опытом профессионалов.

Даже можете прочитать их вместе со своим ребенком в процессе подготовки к  экзаменам, например, в школе.

  • Отдыхайте. Судорожно повторяя весь материал перед экзаменом, мы искусственно создаем стрессовую ситуацию. Что впоследствии негативно сказывается на наших когнитивных процессах. Во время стресса ухудшаются характеристики памяти, внимания, мышления.
  • Смоделируйте день экзамена в самых мелких подробностях. Это простое упражнение способно помочь снизить эмоциональный отклик на проигрываемую ситуацию.
  • Питайтесь правильно. Уровень необходимого запаса витаминов, минералов и прочих «кирпичиков» для нормального функционирования организма в период экзаменов резко возрастает. Поэтому все диеты откладываем на потом!
  • Здоровый сон. Если нашему организму не хватает сна, мы становимся более раздражительными и восприимчивыми к стрессу. В итоге любая нейтральная ситуация вызвать бурю эмоций самого негативного характера.
  • Разреши себе эмоции. Хотите, можете даже всплакнуть. Не пытайтесь изображать из себя «железного человека», признайтесь откровенно «да, я переживаю». Искренность по отношению к себе – ключ к управлению стрессом. Подробнее об этом вы можете прочитать в моей книге: «Как разрешить себе сильные переживания, эмоции и чувства, не разрушая себя и окружающих».

грусть окно

Как минимизировать стресс на рабочем месте (памятка для работника):

  • Делегируйте свои обязанности. Не взваливайте на себя слишком много. Не старайтесь быть лучшим в любой ситуации.
  • Наведите порядок на рабочем месте. Сделайте его удобным и эргономичным.
  • Требуйте от руководства четкую должностную инструкцию. Сколько ненужных конфликтов происходит из-за недоразумений и «по умолчанию»
  • Постарайтесь способствовать благоприятному психологическому климату в коллективе. Не тратьте рабочее время на сплетни, склоки, обсуждения личной жизни кого-либо из сотрудников. Благодаря такому стилю поведения вам удастся сохранить лицо даже в самом «змеином логове».
  • Предлагайте работодателю варианты дистанционной работы, работы по удобному для вас графику как выгодные для компании, в которой вы работаете. Дистанционная работа является одним из факторов снижения стресса на рабочем месте. Доказано, что большинство работников, имеющих свободный график, более эффективно выполняют задания и доставляют меньше хлопот работодателю.
  • Научитесь искусству переговоров, создавая баланс интересов, как своих, так и работодателя.

Как повысить эффективность работника (памятка для руководителя):

  • Соотносите требования к работнику в соответствии с его возможностями.
  • Поощряйте личную инициативу работника.
  • Создайте возможность или иллюзию возможности продвижения по карьерной лестнице.
  • Осуждайте любую дискриминацию в коллективе (по национальным, религиозным, гендерным и каким-либо другим признакам).
  • Создайте атмосферу, где ценятся только заслуги перед компанией, производством, учреждением, а не личные симпатии, кумовство и прочее. Таким образом, вы заслужите репутацию справедливого и мудрого руководителя.
  • девушка автослесарь
  • Четко разграничьте обязанности работников. Создайте максимально конкретные должностные инструкции. Во избежание стрессовых ситуаций работник должен четко знать, все ли он верно выполняет.
  • Ругайте конструктивно или «критикуя – предлагай». Если работник не выполнил предъявляемые ему требования, прежде чем выносить жесткий вердикт, попробуйте разобраться в причине.
  • Если позволяет учреждение, производство или ваша компания, переводите сотрудников на дистанционные формы работы или работу со свободным графиком. Это положительно скажется на эффективности вашей компании.
  • Научитесь искусству переговоров. Находите баланс, в котором учитываются как ваши интересы (интересы компании), так интересы работника. При ясности и четкости критериев качественного результата у добросовестного талантивого работника гораздо больше шансов продемонстрировать выдающиеся результаты.

Подробнее о профилактике профессионального стресса можно почитать в другой статье.

Пара слов перед тем, как попрощаться

В этой статье описаны лишь самые общие, «классические» примеры и рекомендации.  Для опытных руководителей и работников они, возможно, давно знакомы. А для тех, кого можно назвать новичком в своем деле, памятка с рекомендациями может пригодиться, чтобы избежать ненужных стрессовых ситуаций.

Но даже у тех, кто «все давно хорошо знает», во время стресса все непостижимым образом улетает из головы,  поэтому им тоже бывает сложно избежать стресса.

По себе знаю :-) Поэтому даже простые рекомендации помогают быстрее взять ситуацию под контроль.

И вот еще что важно. Возможно, внимательный читатель обратил внимание, что тезис об умении качественно вести преговоры повторялся. И вот почему.

Как правило люди гораздо чаще прибегают во взаимоотношениях к методам убеждения или манипуляциям, надеясь, что это принесет им результат. Обычно, даже не догадываясь, что результат таких действий, как правило временный, нестойкий, сопровождаемый стрессами и разочарованиями.

Для настоящего — качественного и устойчивого — результата нужно совсем другое.

Если совсем коротко — то лучше понимать себя и других. А вот что для этого конкретно нужно, поговорим в других статьях. Так что следите за обновлениями.

Научиться управлять стрессом возможно в любом возрасте и в любых ситуациях. Если вы хотите это сделать в максимально короткие сроки, то приглашаю вас на онлайн Мастер-класс "

“Как за два часа научиться справляться со стрессом, стать более расслабленным, делать меньше ошибок и вернуть вкус жизни ” 

Сейчас — бесплатно.

Пройдите по ссылке, чтобы узнать подробно, какие темы мы расссмотрим на Мастер-классе, и как вы за короткий срок сможете научится верно реагировать на жизненные стресс-факторы. И уж точно никогда больше не попадете в такую ситуацию, когда вам будет неловко за собственные поведенческие реакции.

Берегите себя.

Делитесь с коллегами, друзьями теми статьями блога, которые посчитаете полезными.

И все же эта статья для меня  — это начало дискуссии. Поделитесь своими размышлениями и опытом, какие причины чаще всего приводят к стрессу на работе именно у вас. И что помогает вам с этим справляться. Возможно, у вас есть вопросы, на которые важно получить ответы. Делитесь ими в комментариях под статьей.

А в одной из следующих статей блога по этой теме я поделюсь размышлениями по этой теме менеджера высокого уровня из Германии. Так вы узнаете, что она рассказала мне в личном интервью со мной.

А на сегодня прощаюсь.

Пишите в комментариях, понравилась ли вам статья, подписывайтесь на блог и делитесь информацией с друзьями.

Всего доброго!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Обратите внимание
Как правильно отдыхать руководителю, чтобы полноценно восстановиться?

Руководители — особая ценность нашего времени. Ведь они — люди не только...

Оставить комментарий
Обязательные поля помечены *
:p :-p 8) 8-) :lang: :lol: :-pp
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности